Выбор велошлема

Шлем, без сомнения, вещь нужная...

Статья посвящена очень важному элементу экипировки велосипедиста - шлему.  Трудно переоценить важность этого аксессуара. Ведь он бережет то, что не подлежит замене - голову. Сергей Вилисов расскажет о выборе и покупке шлема.

 

 Многие из нас огромную часть своего детства провели в седлах своих двухколесных друзей, со всей силы крутя педали стальных Кам, Уральцев и Уралов. Случались в то время падения, содранные локти, колени, ссадины на плечах и даже синяки на лице и теле. И все проходило само. Были, конечно, исключения, но их было так мало и все быстро забывалось. Серьезных травм не было. Детство тем и отличается, что все проходит быстро, травмы несерьезны, падения легки.

Но вот мы выросли, и сели на красивые, модные нынче, многоскоростные велосипеды, позволяющие нам разгоняться до приличных скоростей, да и сил у нас заметно прибавилось. Маршруты теперь более сложные и техничные, скорости выше. При всем этом, у нас не стало той детской ловкости, которая помогала выскочить сухим из воды, практически, в любой заварушке. Вес тела вырос. И при катании на велосипеде, все это ведет к травмам, более опасным для жизни, нежели в детстве. Не смотря, на то, что мы стали осторожнее и опытнее, опасность получить тяжелую травму при падении или столкновении возросла. Помимо этого, современная ситуация на дорогах особенно в нашей стране и отношение водителей к велосипедистам - увеличивают риск для жизни.

Голова -  одна из самых уязвимых частей нашего тела. Согласно статистике, именно черепно-мозговые травмы являются самой частой причиной смерти людей как молодого, так и среднего возраста.

Не следует пренебрегать пассивной защитой головы, при катании на велосипеде.

Ношение велошлема считается в нашем обществе, как минимум не модным. Но, те, кто хоть раз попадали в ситуации с серьезными травмами головы по причине его отсутствия, наверно или уже ничего не скажут нам или, если повезло, уже носят шлем и посоветуют носить его всем.

Помимо защиты, велошлем, это самый удобный головной убор для езды на велосипеде.

В жаркий день он защищает от лучей солнца, но при этом, грамотная вентиляция позволяет чувствовать себя комфортнее, чем, например, в кепке и уж тем более без нее.

В дождь он сдерживает большую часть воды, а если одеть под него легкую шапку, то голова не будет, не перегреваться, не мокнуть. Козырек отлично защищает от солнца, а если, едешь без очков, то некоторые козырьки прикрывают глаза от мошек. После того, как я одел, шлем в первый раз, то был приятно удивлен ощущением прохладного ветерка под ним, при езде. Хотя перед этим на голове у меня была сетчатая кепка и в ней голова нагревалась.

Еще один довод в пользу ношения шлема это то, что участие в любительских соревнованиях, невозможно без него. Ни  один организатор не допустит участника без пассивной защиты головы. Сам я приобрел шлем именно по этой причине, хотя, если б знал, какие выгоды он дает - купил его и без этого.

Давайте теперь поговорим о том, какие бывают велошлемы. Первый тип, самый распространенный, это кросс-кантрийный или шоссейный шлем, представляет собой корпус в форме корзинки с отверстиями и козырьком:

Шлем для кросс-кантри

Второй это шлем для трюковых дисциплин и катания на роликах, так называемый "котелок", по форме он действительно похож на кастрюльку:

Шлем-котелок

И третий тип шлема, применяемый в экстремальных дисциплинах, таких, как даунхилл и жесткий фрирайд, шлем типа "фулфэйс", от английского fullface, закрывающий все лицо:

Фулфэйс

Подробней мы остановимся на самом распространенном, удобном в повседневном катании по дорогам и бездорожью шлеме типа "корзинка". Такие шлемы предназначены для кросс-кантри и шоссейного велоспрота, а также для любителей просто покататься на велосипеде. Они обеспечивают оптимальный уровень безопасности  в сочетании с комфортом, хорошей вентиляцией и небольшим весом. Любой шлем состоит из нескольких частей.

Внутреннее устройство шлема

Корпус шлема,  представляет собой вспененный материал, разновидность пенопласта или пенополиуретана. Внешняя оболочка шлема - выполнена из пластика и наклеена на корпус сверху, либо напрессована при высокой температуре. Система подгонки размера - состоит из пластиковых деталей, ободков, закрепленных лапками в корпусе шлема, имеет, как правило, дисковую регулировку размера.  Система фиксации, представляет собой ремешки с регулировками и замком. Козырек, бывает как съемный, так и жестко закрепленный на шлеме. Поролоновые накладки внутри шлема.

Еще раз внутреннее устройство шлема

Корпус шлема, это его основа - именно он смягчает удар, амортизируя его за счет своей пенистой структуры. При сильном ударе корпус разрушается, и использовать его уже нельзя, т.к. своей функции он выполнять не будет. Пластиковая внешняя оболочка может выглядеть целой, но внутри шлема, будут видны трещины и сколы. Внешняя оболочка шлема является элементом декора, но при нанесении яркой или отражающей свет краски, позволит водителям лучше видеть вас на дороге. Система подгонки размера, позволяет довольно точно настроить размер шлема по вашей голове. Это необходимо для того, чтобы он плотно сидел и не болтался, иначе толку от такой защиты будет мало. Кроме того, в ободки или диск, иногда, встраивают фонарики или катафоты. Система фиксации - плотно удерживает шлем на вашей голове. Козырек - защищает глаза и лицо от солнца, веток и мелкого мусора. Поролоновые накладки (подушечки) служат для смягчения мест контакта головы и твердых поверхностей шлема, но при ударе никакой роли не играют.

Теперь перейдем к вопросу, как выбрать велошлем. Первый и основной параметр выбора, это то - как шлем сидит на вашей голове, он не должен болтаться, при отрегулированных ремнях и размере. Также шлем не должен быть слишком тугим. Особенно это касается ширины, если длину еще хорошо регулируется, то ширина обычно стабильна. Лучше всего выбирать шлем в присутствии человека, который отъездил в шлеме хотя бы один сезон. Неплохо, также, взять с собой велосипедные очки на примерку шлема.

Второй параметр, это внешний вид, шлем должен вам нравиться. Шлем должен быть ярким или заметным, иметь отражатели или люминисцентную окраску.

Третий параметр, это цена. Как правило, средняя стоимость шлема 2000 рублей. Можно найти и дешевле, но помните - он должен вам подходить. Более дорогие шлемы, будут иметь такие опции, как: съемный козырек, запасные поролоновые вставки, защитную сетку в вентиляционных отверстиях, меньший вес. Велошлем высокого уровня стоит около 5000-6000 рублей.

Не стоит покупать велошлем, на рынке, с рук или у продавца, в котором вы не уверены. Он может быть бракованый или уже битый.

Каждый сам для себя определяет, нужен ему шлем или нет. Например, для катания в парке раз в месяц или во дворе, шлем будет не оправдан. А если вы хотите чего-то большего, я думаю, не стоит пренебрегать целостностью своей черепной коробки. 

Автор: Сергей Serpenttm Вилисов. Фото сперто из Интернета