Велопоход в Верхотурье

День первый. Верхняя Салда - Нижняя Синячиха.

Ну что ж,  утром 24 августа бодро вскакиваем на велосипеды и начинаем далекий путь в Верхотурье. Сегодня мы должны достичь Нижней Синячихи и там разбить лагерь. Позади остаются обе Салды Верхняя и Нижняя, первый населенный пункт за ними - Акинфиево. Мы не ставим себе целью скоростное преодоление маршрута, потому останавливаемся у всякого заинтересовавшего нас столба. В Акинфиево этим столбом оказалась заброшенная церковь.   

Их еще много будет на нашем пути - заброшенных церквей. Но эта первая. Хотя судя по поддону с кирпичами внутри здания и нескольким вставленным окнам какие-то планы по ее реанимации имеются.   
Далее довольно длительный и нудный переход до Верхней Синячихи. Дорога - частью асфальт, частью грунт, местами асфальт под ударами судьбы и непогоды обратился в небытие, напоминая о себе лишь редкими островками. Тут же случается первая авария, у серегиного вела оборвало сосок камеры на переднем колесе. Быстро заменяем  камеру.

По дороге останавливаемся на перекус у речки с теплым названием Полуденка. Тут устраняем еще одну внезапно обнаружившюся неисправность в виде открутившихся винтов крепления багажника. К счастью запасные винты в походном ремнаборе имеются.  

 

Наконец показалась Верхняя Синячиха. Здесь заправляемся водой из колодца, покупаем кой-какие продукты и осматриваем достопримечательности оказавшиеся в пределах досягаемости.  

 

 

 

 

До Нижней Синячихи уже рукой подать. В промежутке между населенными пунктами посетили место убийства нескольких представителей дома Романовых, канонизированных православной церковью, как Алапаевских мученников. В отличие от позабытой-позаброшенной церкви в Акинфиево и вовсе порушенного храма в Верхней Синячихе здесь идет бурное строительство. Построено уже немало, но останавливаться на достигнутом похоже не собираются. Видимо здесь нужнее.  

 

 

 

 

 

 

 

Ну и ладно, хочется им - пускай строят. Мы же выдвигаемся к конечному на сегодня пункту - Нижней Синячихе. Там нас встречают песнями и хороводами. На вопрос по какому поводу праздник, аборигены отвечали, что празднуют Яблочный Спас. Из участников похода никто о таком празднике и не слыхал. Жаль только что прибыли мы уже к самому завершению потому полноценно поучаствовать не сумели. А то бы мы сплясали им польку-бабочку и краковяк вприсядку. Нижняя Синячиха помимо Яблочного Спаса знаменита музеем под открытым небом, к осмотру которого и приступаем немедля.  
Музей хорош. Есть в нем какое-то очарование. Во внутрях зданий расположены экспозиции воссоздающие быт жителей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

После этого находим место для лагеря и обустраиваемся на ночлег. Разжигаем костер, ставим палатку, готовим ужин, занимаемся всякими мелкими делами. Антон хватает спиннинг и убегает к речке в надежде словить большую рыбу. Возвращается уже в темноте. Без рыбы. В руках топор. "Нашел"- говорит - "Видите весь ржавый?". По лезвию топора стекала ржавчина и рубиновыми каплями падала на траву. Багровые отблески пламени плясали по его угрюмому лицу. Уточнять подробности не стали, а то вдруг?


 

На ужин, кстати, был овощной суп изумительной вкусноты. Кто его не пробовал, тот минимум полжизни прожил зря.  



День второй. Нижняя Синячиха - Махнево.

Новый день начался с неудачных попыток разжечь костер, дабы согреть себя горячим чаем и подкрепится кашей. Заготовленные с вечера дровишки промокли напрочь и н в какую не желали гореть. Плюнув на них, обратились к достижениям цивилизации - газовая горелка обеспечила нас чаем и кашей в считанные минуты. Умылись, причесались, двинулись в путь. Сегодня наша цель - Махнево. 


Проблемы начались тут же. Ночной дождь превратил вчерашнюю глинистую грунтовку в направление, заполненное вязкой липкой грязью. Протектор моментально обрастал грязевыми башмаками, да так что колесо переставало вращаться. Всего-то полкилометра-километр такой дороги и у нас серьезная проблема: оторван петух на серегином байке. Напрочь вырван с корнями. Добрались до более менее прочного грунта и принялись отмывать велосипеды от тыщ грязи. Поразмыслили над перспективами дальнейшего путешествия. Можно попробовать слетать за новым петухом в Алапаевск, ибо недалеко, но воскресенье и вряд ли кто работает.

 


Растерянные и несчастные бродили несостоявшиеся покорители Сибири промеж огромных куч глины счищенной с велосипедов.  
Но не тут-то было! С нами, как вы возможно заметили, был Антон Вострягов - человек-легенда. Малоизвестно, но факт, что в младенчестве Антон был найден в глухом лесу стаей диких туристов, которая воспитала его и выкормила сгущенным молоком и лесными ягодами. Уже в пятилетнем возрасте он мог добыть огонь трением из любого булыжника и высечь искру из самой сырой древесины. Ходят даже слухи, что на самом деле он воспитывался стаей велосипедов. Горных. Но это, конечно, неправда. Так вот, Антон, с помощью завалявшегося в подрамной сумке инструмента и доброго матерного слова, в два счета сделал 24х скоростной Мериды уралоподобный сингл-спид.  

 

 

 

 

  
После коротких полевых испытаний и обкатки приемной комиссией, велосипед был принят на вооружение покорителями Сибири. Потрепанными, но не побежденными мы отправились в дальнейший путь.   
Количество попутных селений резко увеличилось в Алапаевском районе. Качество, правда, осталось не на высоте. Полуживые селения, разрушенные церквушки.

 

 

 


  

Одна из полуразрушенных церквушек близ селения Комарово приютила нас на обед.


Перекусив, отправились дальше. Серегин байк скрипел, пыхтел, но ехал, хотя и крайне неравномерно. Цепь регулярно соскакивала то выше, то ниже на звездочку и или чересчур натягивалась или совсем слабела. Группа регулярно останавливалась чтобы ее поправить. В конце-концов регулярные тренировки дали свои плоды и поправлять цепь стали чуть ли не на ходу: быстро спрыгиваем с велов-один чуть приподнимает заднее колесо-другой ослабляет крепление колеса-цепь на место-колесо на место-закручивается-прыг на велы и едем дальше.

  
В селении Мугай краеведческий музей располагается в очень красивом деревянном здании. Здание дореволюционной постройки, а выглядит как новое. Посетить его не удалось по случаю выходного дня. А жаль. Зато сразу за Мугаем открывается великолепный вид на устье одноименной речки Мугай при впадении в Тагил.

 

 


Полюбовавшись этим великолепием, отправляемся дальше. По пути попадается дорожный столб.

По табличкам на столбе ясно, что мы направляемся в Сибирь, а вот Верхотурье находится значительно левее нашего маршрута. Разведав тропку по направлению верхотурского указателя обнаружили старый мост. Он полуразрушен, но выглядит по прежнему величественно. Есть в этих замшелых быках что-то от развалин старинных рыцарских замков, неприступных бастионов осыпавшихся от времени и многочисленных осад.

 

 

 

Раньше по этому мосту пролегала дорога до Верхотурья - знаменитый Симеоновский тракт, которым шли паломники поклонится мощам святого Симеона Верхотурского. Многие тысячи паломников, между прочим шли. До революции 1917 года до 60 тысяч ежегодно приходили к святым местам. Однако времена те ушли и мост забросили. А он красивый.

Наконец Махнево.

 

 

В Махнево нас встречает прелестная девушка Валя. Приятно грассируя она нам показывает и рассказывает все красоты и достопримечательности поселка. Помимо прочего она нас снабжает солью, потому что, как внезапно оказалось, никому не пришло в голову взять с собой в поход этот немаловажный продукт.

 

 

 


Очень милая девушка. А еще она нас спасла от жажды, показала лучшее место для ночлега  и до полуночи развлекала беседой.  Привет ей и добра. 

День третий. Махнево - Меркушино.

Утром , уже по традиции - чай и каша. Ночью, к счастью, дождя не было, утро ясное.   


Быстро завтракаем и отправляемся в путь. Сегодня нам нужно достичь Меркушино, знаменитое тем, что именно там совершал свой подвижнечиский подвиг святой Симеон Верхотурский покровитель всей уральской земли. Там он жил, там и умер. Там же были обретены его мощи хранящиеся ныне в Верхотурье.   
По прекрасной грунтовой дороги класса премиум достигаем населенного пункта Хабарчиха, что наподалеку от Махнева. Здесь пытаемся опять реанимировать серегин велосипед. В смысле сделать так чтоб цепь не плясала вверх-вниз по звездочкам, а стояла на одной скорости.  

 

После почти двух часов возни с цепью и танцев с бубнами в попытках ее настроить, как надо, плюем и оставляем все как было. Похоже первоначальный вариант был самый дееспособный.  
В Хабарчихе народ приветливый и душевный. В местном магазине все стремились пропустить нас без очереди, как мы не отнекивались. Местный дед-алкоголик снабдил кой-каким инструментом, угощал брагой из ирги и обещал найти нам хороших местных бабок. Мяааагоньких и домовитых. Деревенские подходили поинтересоваться что, да как. В деревне рядышком расположены стелла погибшим в Великой Отечественной и их врагам мадьярам погибшим в плену. Тут же рядышком  строится деревянная церквушка. Строится крайне неспешно. Стройплощадка вся заросла бурьяном.   

 

 

 

 

 

 

 

Следующий участок пути от Хабарчихи до Таежного нам следует проехать по ж/д насыпи. Участок довольно сложный поскольку ширина бровки насыпи по которой нам предстоит ехать в среднем около 300 мм. Но это в среднем, а местами она сужается до 100 мм.   

 


Сдашь по бровке чуть правее и начинаешь скакать по шпалам, как безумный мустанг, сдашь чуть левее - сползаешь под откос, как фашистский бронепоезд. Кроме того местами шпалы подняты слишком высоко и их цепляешь педалью. Ударившись педалью о шпалу отлетаешь в сторону и опять-таки съезжаешь под откос. В результате по итогам езды по насыпи правая педаль слегка погнута и треснула.  

Дорогой попадаются кандейки для отдыха путейных рабочих МПС. В одной из них останавливаемся на обед. Рабочие предусмотрительно позаботились о дровах, что нам сэкономило время. Думаю они не обиделись, что мы у них позаимствовали пару полешек.   

 

 


 С некоторым облегчением (все же ехать по насыпи несколько утомительно, а ехать надо было 20 км) достигаем поселка Таежный и от него уже движемся по дороге. Дорога с хорошим асфальтовым покрытием и редким автомобильным движением. Проезжаем несколько населенных пунктов и вот уже в далеком далеке сверкают золотом купола меркушинских храмов.  

 

 

Еще немного и подъезжаем к Меркушино. Пряничные церквушки, женщины в черных рясах. Тут мы узнаем удивительную новость: оказывается в Меркушино отсутствуют пункты розничной торговли каким бы то ни было товаром. Вообще. Как сообщили меркушинцы последний (и единственный) магазин сгорел 22 апреля сего года. Щас уже август, а магазина, как не было так и нет. Почта, кстати, тоже сгорела. Но можно съездит в деревню Курдюково(?), всего-то 20 км назад, там магазин есть. Ехать за 20 км желания не возникает, потому решаем обойтись внутренними резервами и подкожным жиром.   

 

 

    
Бегло осмотрев окрестности храма и монастыря, договорились о подзарядке разрядившегося аккумулятора к фотоаппарату, отбываем в поисках места для ночлега. На высоком живописном берегу Туры ставим палатку и разжигаем костер. Антон берет свой спиннинг и скачет вниз к реке порыбалить. Вот тут-то и становится понятно, что места эти и все здесь живущие находятся под неусыпным присмотром святого Симеона Верхотурского покровителя рыбаков(!). Он не даст оголодавшим паломникам погибнуть от недоедания из-за отсутствия магазина. Только Антон спустился к реке, как раздалось бульканье и вот он уже скачет с здоровенной щукой в руках. Прошли считанные минуты, две или три, а мы уже с ухой. 

 

 

 


В течении следующего получаса он добывает еще двух щук, из двух мы делаем уху, а одну, самую маленькую, решаем обменять в Меркушино на картошку. Тем более все равно туда ехать забирать аккумулятор и зарядник. Да и воды из колодца набрать, местная туринская водичка имеет какой-то красновато ржавый цвет. Вроде и не страшно, но и из колодца набрать не в тягость. 
Гонец посланный в село успешно поменял у некоей доброй самаритянки щуку на картошку, забрал зарядник, набрал воды и по обратной дороге  заблудился. Вообще, если от въезда Меркушино выглядит красиво и празднично, то стоит проехать чуть далее там начинаются руины в стиле пост-ап. 

Причем их довольно много. Этих руин. Наверно здесь жили злые люди которых изгнали с этих мест лучи святости и благолепия идущие от меркушинских храмов. Немедленно была организованна поисково спасательная экспедиция и после часа безумных воплей в темноте и мигания фонариками блудный сын был наставлен на путь истинный и возвращен  в лагерь покорителей Сибири.  


На том и успокоились. Выпили чаю и легли спать. Завтра конечная точка маршрута - Верхотурье. 

День четвертый. Меркушино - Верхотурье.

Итак сегодня по плану мы достигаем главной цели нашего путешествия - Верхотурья. Утром не спеша собираемся и идем смотреть не досмотренные вчера достопримечательности села Меркушино. 

Местный памятник погибшим в ВОВ резко отличается от привычных стелл со звездами и надписями"Никто не забыт, ничто не забыто." Отличается в православно-религиозную сторону. Не знаю уж сколь из погибших были верующими. 

На случай встречи с нечистой силой и просто для поддержания баланса жидкости в организме заполняем бутылочки святой меркушинской водой.  
Затем отправляемся в путь. 
Дорогой то тут то там попадаются церквушки. Не порушенные, а нормальные, новые, ухоженные. А вот жилья не густо вокруг них. Просто стоят в чистом поле. 

 

 

Дорогой посещаем Симеонову купель в Усть-Салде. Святой Симеон похоже приложил свою руку к любому столбу в округе. Тут он удил рыбу, там купался и прочая и прочая и прочая... 

 

Какой-то православный круиз получается, по местам боевой и подвижнической славы Смеона Верхотурского. Ну он тут везде. Бренд, так сказать. 
Наматываем километры на педали и вот оно то к чему мы стремились - Верхотурье!!! 
 


Решаем сегодня в Верхотурье не въезжать, а расположиться в лесу неподалеку и переночевать, а с утра провести экскурсию. Так и делаем. 

 

Ужин и спать. Утро вечера мудренее. 

День пятый. Верхотурье.

Утро 28 августа. Последний день путешествия. Все спят и никуда не торопятся. Отторопились. Медленно и лениво собираемся, завтракаем. Торжественно въезжаем в побежденное Верхотурье. 

 

 

 

 

 

 

 

Старинный кремль и множество церквушек разной степени сохранности. Однако до осмотра городка следует посетить ж/д вокзал, купить билеты до Тагила, чтоб точно знать время. Отправляемся на поиски вокзала. Это оказывается неожиданно сложно. Вокзал в Верхотурье находится в каких-то чертовых пикулях куда мы добираемся почти полчаса. Покупаем билеты, до отправки электрички остается чуть менее двух часов. Серегу на его хромом израненном велосипеде оставляем сторожить баулы, а сами налегке мчим обратно в Верхотурье, где в темпе осматриваем все что успеваем, потом так же быстро возвращаемся. Да уж экскурсия по Верхотурью оказалась несколько смазанной. 
Вот он этот вокзал. 

А вот мы уже в электричке. 


Несколько часов и мы в Тагиле.   





  
Мы сделали это.  
Всем привет.  

 

Автор: Станислав Исаков